Дневник Емельяна Разумеева

Авиасалон China Airshow-2016: Китай рассматривает Россию только в качестве поставщика технологий2016-11-04 09:40
А А А

На международном авиационно-космическом салоне China Airshow-2016 в южной провинции Гуандун Россия и Китай подписали важные соглашения в сфере авиации.

Авиасалон, проходящий раз в два года, открылся во вторник с показательных полетов китайских истребителей невидимок пятого поколения J-20. КНР и РФ сейчас разрабатывают небольшие узкофюзеляжные самолеты в надежде составить конкуренцию лидерам продаж Airbus и Boeing, моделям B777, B787, A330 и A350.

Одна из главных сенсаций - показ облика российско-китайского дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера, у которого пока ещё нет названия. В Москве и Пекине не оставляют надежд бросить вызов авиалайнерам подобного типа, которые производят Boeing и Airbus.

Совместный проект со штаб-квартирой в Шанхае будет принадлежать в равных долях российской фирме «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) и государственной китайской авиакомпании Commercial Aircraft Corporation of China (COMAC). Об этом договорились сегодня президент COMAC Цзинь Чжуанлун, гендиректор ОАК Юрий Слюсарь и министр торговли и промышленности РФ Денис Мантуров. Функционировать совместное предприятие начнёт уже в этом году.

Между тем остались неизвестны какие-либо детали относительно финансирования и технических характеристик совместного проекта, хотя сам проект был объявлен ещё в 2014 году. Непонятным остаётся и конкретный вклад каждой стороны проекта, хотя эксперты полагают, что бо́́льшим весом будет обладать китайская сторона. Впрочем, некоторые считают, вспоминая опыт Airbus, что пройдёт немало времени, пока все спорные моменты между сторонами будут обговорены и окончательно будут расставлены все точки на “i” в вопросе управления предприятием.

Представители партнеров на выставке объявили, что они приступили к поискам поставщиков, среди которых могут оказаться американские компании Honeywell и United Technologies Corporation UTC.N. Американцы уже встречались на авиасалоне с представителями COMAC и обсуждали российско-китайский самолет:

«Мы выберем поставщиков, имеющих большой опыт в самолетостроении, продукция которых конкурентоспособна в мировых масштабах и кто может постоянно гарантировать высокое качество с начальной стадии до момента, когда лайнеры поднимутся в небо»,- сообщил Го.

Самолёт будет оснащён двумя двигателями, которые, по мнению специалистов, будут, скорее всего, западными (General Electric или Rolls-Royce). Это вызывает некоторое недоумение, т.к. у России есть передовые технологические разработки в двигателестроении и специально для проекта Россия разрабатывает двигатель ПД-35 тягой от 20 до 50 тонн, который также может быть установлен на модернизированный Ил-96-400М. Самолёт будет иметь два прохода в салоне вместимостью 280 пассажиров и сможет летать на 12 тыс. км.

«Широкофюзеляжный самолет является сверхсложным продуктом, который требует множество современных технологий, опыта и навыков,- рассказал Го журналистам на авиасалоне в Чжухае.- У Китая и у России есть у каждого свои преимущества».

Партнеры заявили, что надеются провести первый полет нового лайнера в 2022 г. и начать поставки за границу не раньше 2025 г. Западные аналитики считают задачу сложной, но все же более реалистичной, чем большинство программ в авиастроении Китая и России, которые не были реализованы в срок. 

Между тем, главным прорывом на авиасалоне считается подписание двух соглашений ОАК с китайской стороной. По одному из них одна из китайских авиакомпаний в ближайшем будущем закупит два самолета-амфибии Бе-200 и закажет ещё две. По второму – на территории КНР будет налажено производство по лицензии лёгкого самолета-амфибии Бе-103.

Несмотря на нескрываемую в нашей делегации радость по поводу того, что российские амфибии наконец-то прорвались на мировой рынок, стоит всё же отметить, что первый контракт не выглядит впечатляющим, учитывая то, что китайские умельцы превосходно копируют всё, что попадается им в руки. Можно предположить, что этот контракт станет для российской стороны первым и последним.

Второй контракт также не вызывает оптимизма, т.к. по нему все преимущества от сделки получает китайская сторона, обеспечивая себя не только технологиями, но и современными средствами для производства наших амфибий, и это не считая новых рабочих мест в Поднебесной и «выращивания» собственных специалистов, для чего практической школы лучше и не придумаешь.

Тоже самое можно сказать и о двух контрактах «Вертолетов России», предусматривающих поставку в Китай в 2017 году по одному вертолету Ми-171 и Ка-32 в  противопожарной версии и один «Ансат» в медицинской комплектации. Китай не откажется и от технологий вертолётостроения, что, наверное, поможет ему в будущем создать на основе наших машин свой вертолёт, а затем и потеснить Россию на рынке.

В рамках работы авиасалона China Airshow-2016 стороны обсуждали и совместный проект создания тяжелого вертолета, который пока позиционируется под маркой AHL (Advanced Heavy Lifter). Проектироваться он будет на основе задела, полученного при работах над Ми-26 - самом тяжелом на сегодняшний день вертолете в мире.

Кроме амфибий и вертолётов неожиданно большой интерес у китайских авиаперевозчиков вызвал Superjet-100, прилетевший на авиасалон. Эксперты полагают, что возможно машина придётся по вкусу китайской стороне и найдёт свою нишу на китайском рынке авиационных перевозок.

Важное соглашение было подписано между российским Национальным исследовательским центром «Институт имени Н.Е. Жуковского» и САЕ - китайской авиационной академией - ведущим центром авиационной науки в КНР. Считается, что данное соглашение позволит специалистам двух стран начать проектировать гражданские летательные аппараты действительно новых поколений.

Также хочется отметить повышенный интерес китайских военных к продукции ВКО «Алмаз-Антей», стенд которого посетил начальник главного управления международного сотрудничества НОАК генерал-майор Ли Уцзюнь. Кроме этого у представителей российского концерна прошла официальная встреча с командующим ВВС НОАК генерал-лейтенантом Чжан Хунхэ, где «обсуждались текущие и перспективные темы двустороннего сотрудничества».

Удивляться и здесь не приходится, учитывая то, что Китай стал первой страной в мире, кому Россия продала свои новейшие российские зенитно-ракетные системы С-400 «Триумф».

Если смотреть в целом на проходящий авиасалон и заключенные между Россией и Китаем соглашения, то стоит выразить сожаление, что российская сторона больше теряет, чем находит. Китай рассматривает нас только в качестве поставщика технологий. Всё остальное для производства аналогов российской техники у Китая имеется. Эйфория же по поводу выгодных в финансовом отношении контрактов не должна лишать понимания того, что российская сторона рубит сук, на котором сидит. Сотрудничество должно быть равноценным и взаимовыгодным. И если уж российская сторона решилась передать часть технологий, то она вправе требовать от китайской стороны создания заводов на своей территории и обеспечения их всем необходимым новейшим оборудованием, которое ввиду санкций на данный момент мы закупать у западных корпораций не можем.

Пример подобного неравноценного сотрудничества продемонстрировал сегодня глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Петр Фрадков, который заявил, что поезда, которые после выгрузки китайских техники, ширпотреба, продукции химпрома идут из России в Китай пустыми, загрузят российским продовольствием: кондитерскими изделиям, мороженым, мукой, консервами. Фрадков заявил, что Китай заинтересован в наращивании российского экспорта, т.к. в Китае растёт средний класс, который предъявляет спрос на качественную, экологически чистую продукцию.

Занятно, пока Китай продаёт России овощи, фрукты, рыбу и прочий провиант, предельно допустимые концентрации ядов и химудобрений в которых по данным исследований Роспотребнадзора и других контролирующих органов в несколько раз превышает норму, мы намереваемся поставлять ему качественные и экологически безопасные продукты питания. И это не удивительно. Из-за падения рубля и снижения покупательной способности граждан России теперь экологически чистые продукты нашим бизнесменам выгоднее продавать китайцам.

Видимо российским властям важнее прибыль, а не продовольственная безопасность, здоровье «российской нации», технологическое лидерство и развитая промышленность.

Емельян Разумеев