Дневник Емельяна Разумеева

Расходы федерального бюджета на образование и науку не помогут школьному учителю выиграть будущую войну2017-01-22 18:50
А А А

Сегодня в Москве проходил XVI съезд партии «Единая Россия», на котором на дискуссионной площадке «Умная сила и культурное лидерство» выступила министр образования и науки России Ольга Васильева.

«Сегодня система образования РФ охватывает 30 миллионов детей, молодежи, включая 7 миллионов дошкольников, 15 миллионов школьников, 2 миллиона студентов профобразования, 5 миллионов студентов высшего образования. Количество организаций, в которых обучаются дети – 90 тысяч. В государственных муниципальных образовательных организациях работают 5 миллионов человек (точнее 5192 тыс. чел., - моё прим.), из них 2,5 миллиона – педагогические работники», - такие цифры в своём докладе озвучила Васильева.

Как мы видим, на образовательную сферу так или иначе замкнуты 35 млн. человек, а обслуживают отрасль около 6,3% от всего трудоспособного населения России, которое на начало 2017 года по данным Министерства экономического развития составляло 82,7 млн. человек. Если исключить из этой цифры безработных, которых на начало 2017 года только по официальным данным насчитывалось 4,3 млн. человек, то доля работников образовательной отрасли увеличится до 6,6%.

По данным Росстата больше трудящихся занято только в обрабатывающих производствах - 5467,6 тыс. чел.

Таким образом, в государстве сфера образования является второй по численности занятых в ней работников.

Расходы федерального бюджета на образовательную отрасль в 2017 году, по сообщению Васильевой, которое она озвучила сегодня, составят 595 миллиардов рублей, что на 54 миллиарда выше уровня 2016 года.

Обратила министр образования и науки внимание и на такой тревожный факт, как необоснованный рост родительской платы за дошкольное образование:

«Сегодня одна из самых важных проблем дошкольного образования – рост родительской платы. Средняя плата по России сейчас примерно 1900 рублей. При этом минимальная плата – 690 рублей – в Республике Дагестан. Максимальная – 4900 рублей – в городе Москве. Мы неоднократно и постоянно проводим с губернаторами работу, ими взяты обязательства по установлению личного контроля за необоснованным увеличением платы», – сообщила Васильева.

Судя по данным сведениям, в образовательной системе, несмотря на увеличение бюджетного финансирования, наблюдается недостаток денежных средств. Иначе родителям не приходилось бы ежемесячно платить за образование своих детей озвученные цифры.

Между тем, Васильева отметила, что проблема доступности дошкольного образования находится под пристальным вниманием правительства:

«За 2013-2015 годы созданы более 1,5 миллиона дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях. Хочу подчеркнуть, что в 2017 году в регионах, где сохраняется дефицит мест в детсадах, будет продолжена работа по обеспечению доступности дошкольного образования», – сообщила Васильева.

Ранее мы писали, что глава Комитета Госдумы по образованию и науке В.А. Никонов отмечал, что «в стране была завершена работа по обеспечению всех детей в возрасте от 3 лет местами в детсадах, в этом созыве мы будем заниматься созданием мест в детских садах для детей до 3-х лет».

Безусловно, это проблема очень серьёзная и хочется надеяться, что в ближайшее время она будет решена. Многие родители с маленькими детьми со мной согласятся, – проблема получения места для своего ребёнка в детском саду иной раз переходит в коррупционную плоскость. Приходилось слышать от некоторых родителей, да и интернет пестрит подобными сообщениями, что за устройство ребёнка в детсад часто требуют «дать на лапу», объясняя это тем, что в садик наблюдается длинная очередь.

Теперь хотелось бы обратить внимание на важность системы образования в деле обеспечения государственной безопасности и сравнить расходы федерального бюджета на образование с расходами по другим направлениям.

В своё время профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель сказал:

«...Народное образование играет решающую роль в войне... когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».

В последствии эта фраза была переиначена в ныне известное выражение: «Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники» и её авторство было приписано Отто фон Бисмарку. Суть от этого изменилась мало, разве что чья-то «заботливая» рука часть славы отдала служителям культа.

Когда мы отдали самую главную роль в деле защиты Отечества образованию, самое время провести сравнение статей расходов бюджета.

Давайте глянем на таблицу (хотя в ней данные по образованию несколько меньше озвученных Васильевой – 3,33% против 3,5%, однако существенно картины это не меняет – образование по-прежнему занимает 8 строчку в таблице расходов).

Структура расходов бюджета 2017: таблица

Статья расходов
Млрд. руб.
%
Соц. политика
5075
30,79
Оборона
2840
17,23
Нац. экономика
2117
12,85
Правоохр. система
1270
7,71
Общегос. вопросы
1102
6,69
Межбюджетные трансферы
768
4,66
Обслуживание госдолга
729
4,42
Образование
549
3,33
Здравоохранение
363
2,20
Культура
93
0,56
Спорт
86
0,52
Охрана окр. среды
76
0,46
СМИ
73
0,44
ЖКХ
59
0,36
Источник: http://investorschool.ru/byudzhet-rossii-2017-v-cifrax

Фактически мы видим, что по сравнению с СССР периода 1940-1960гг. (когда ковался и ядерный щит, и закладывалась фундаментальная научная база, а образование было лучшим в мире) доля расходов на образование и науку катастрофически мала. А ведь раньше она была сопоставима с расходами на оборону.

Источник: Народное хозяйство СССР в 1960 году. Статистический ежегодник

По сути, мы наблюдаем продолжающийся в образовательной сфере тренд Фурсенко-Ливанова на выращивание не человека творца, а потребителя. С таким человеческим потенциалом войны не выигрывают, что мы сейчас и наблюдаем. С приходом нового министра образования и науки вся Россия связывает с ним надежды на возвращение нашей страны на первые строчки в мире по качеству образования и раскрытия потенциала в научно-исследовательской деятельности.

Мы ещё помним, как были первыми в образовании и науке, а американцы в конце 60-х годов прошлого столетия переняли у нас наше оружие (хотя до сих пор и не покорили наши высоты). Когда СССР осуществил запуски первого спутника Земли и первого человека в космос, шокированная общественность США восприняла своё поражение как национальную катастрофу и потребовала разобраться в причинах своего отставания. Была создана комиссия, которая скоро доложила о результатах. Причины отставания обнаружились в слабости американского образования. США тратили на образование только 4% от валового национального дохода. А мы даже сейчас тратим меньше. Поэтому тут же в 1958 году в США был принят «Закон об образовании в целях национальной обороны», а Джон Кеннеди произнёс эпохальные слова: «или мы срочно займёмся математикой и физикой, или всем нам придётся учить русский язык». Позднее Рональд Рейган также отдал дань интеллектуальному оружию русских, заявив, что «самое мощное оружие русских, это их образование».

И если мы не хотим завтра проиграть наше будущее в горячей войне, мы должны уже сегодня выиграть сражение за школьной партой. Другого пути нет, и никогда не было.

Емельян Разумеев